Eвгeний Вoрoнoв – oдин из сaмыx скрoмныx рoссийскиx бaскeтбoлистoв. Oн нe нaбирaeт мнoгo oчкoв, спeциaлизируясь в oснoвнoм нa чeрнoвoй рaбoтe, oснoву кoтoрoй сoстaвляeт oпeкa глaвныx снaйпeрoв сoпeрникa. Oн чaстo мeняeт кoмaнды, кoтoрыx зa 15 лeт прoфeссиoнaльнoй кaрьeры у нeгo ужe бoльшe дeсяткa, нo при этoм никoгдa нe жaлуeтся нa oбстoятeльствa и стaрaeтся принoсить мaксимум пoльзы.
Слeдующий сeзoн Вoрoнoв прoвeдёт в Сaнкт-Пeтeрбургe. Кoнтрaкт с бaскeтбoльным «Зeнитoм» рaссчитaн нa двa гoдa. При этoм Питeр для зaщитникa гoрoд oсoбый – 10 лeт нaзaд oн дoлжeн был игрaть здeсь зa мeстнoe «Динaмo», oднaкo клуб зaкрылся eщё дo нaчaлa сeзoнa. Сейчас – другая история. Сине-бело-голубые уверенно стоят на ногах и ставят перед собой самые высокие цели.
– 10 лет назад вы уже играли в Санкт-Петербурге. Помните то время?
– С «Динамо» всё получилось достаточно скомканно. Я приехал в Петербург, мы провели предсезонную подготовку в Греции с Фотисом Кацикарисом, который тогда был главным тренером, а по возвращении нас поставили в известность о закрытии клуба и о том, чтобы мы начали искать другие варианты. Не помню уже, когда точно это было. То ли перед турниром памяти Кондрашина и Белова, то ли сразу после него. Так что мы ещё до старта сезона знали, что команды не будет. Таким получился мой первый опыт выступления в Санкт-Петербурге.
– Тот самый Фотис Кацикарис, у которого не получилось толком потренировать ни «Динамо», ни сборную России, ни краснодарский «Локомотив-Кубань», который расстался с ним в середине прошлого сезона.
– Да, сто процентов – с Россией у него что-то не складывается.
«Зенит» в процессе переговоров показал, что заинтересован во мне и предложил тот контракт, на который я рассчитывал.
– Когда появилось предложение от «Зенита» и что было важным в процессе принятия решения о переходе?
– Предметная заинтересованность клуба появилась после окончания сезона. «Зенит» в процессе переговоров показал, что нуждается во мне, и предложил тот контракт, на который я рассчитывал. Мне стало понятно, что меня видят в составе, у меня будет роль с тем, чтобы приносить пользу. Также немаловажным фактором стала близость Санкт-Петербурга и Москвы. Понятно, что семья будет жить со мной, но всё-таки не так далеко от нашего дома в столице. Так что все интересующие меня аспекты сложились в предложении баскетбольного клуба «Зенит».
– «Предложили тот контракт, на который рассчитывал» – это про деньги?
– Не совсем так. Это и длительность контракта в том числе. Я хотел подписать соглашение минимум на два года. Получается, что перехожу из клуба в клуб достаточно часто и делаю это не по своей инициативе. Думаю, в более чем 90 процентах случаев не по моей инициативе. Ну и да, финансовые условия меня полностью устроили.
– УНИКС не пытался оставить вас в составе?
– Прощание с Казанью проходило просто. Они отказались от меня и не пытались оставить.
– Сейчас в УНИКСе как раз идёт смена состава: поменялся тренер, ушли вы, Лэнгфорд, Антипов. Следите за трансферными новостями?
– Я слежу за новостями только из Интернета. Ну и с Антоном Понкрашовым общаюсь. Безусловно, какой-то информацией владею, но не могу сказать, что пристально слежу. Да, прочитал о подписании нового тренера, но так как в этом клубе мне не играть, то по сути мне всё равно.
– Почему в итоге в прошлом сезоне всё свелось к тактике «дай мяч Лэнгфорду»?
– Эта тактика приносила результат на старте сезона. Мы бились в Евролиге, неплохо шли в Единой лиге ВТБ. Тут можно посмотреть с двух сторон. Первая – если Кит забивает и мы выигрываем, значит, тактика хорошая. А если мы проигрываем, то начинают говорить, что он перетягивает одеяло, и нам следует изменить тактику. Но всё это не так однозначно. Вспомните бросок Теодосича в последнем «Финале четырёх». По сути, это ведь был его бросок. Забей он, и все бы говорили, что он герой. Все бы на него молились и говорили о его неординарности, а он промахнулся, и тотчас его стали упрекать и предъявлять претензии.
– Почему же УНИКС не добился результатов?
– Может быть, мы не были готовы к такому графику в Евролиге. Перелёты и переезды, конечно, очень сильно сказались на нас. Мы проиграли такие матчи, которые обязаны были выигрывать по статусу. К примеру, мы проиграли «Енисею», приехав сразу после выездного матча с «Маккаби».
– Вас удивило подписание Кита Лэнгфорда китайским клубом?
– Всё к тому шло. Меня больше бы удивило, если бы он остался.
– Если бы вам поступило достойное предложение из Китая, стали бы рассматривать его?
– Конечно. Вот перед глазами пример Лэнгфорда или Аарона Джексона. В Китае предлагают сумасшедшие деньги, а игр в сезоне значительно меньше. Плюс невероятная популярность баскетбола. Взять хотя бы пример Стефона Марбери, которому в Китае установили памятник, и там он стал настоящей легендой. Тот же Кит всем всё доказал в Европе и, лично на мой взгляд, подписал в 33 года очень выгодный двухлетний контракт.
– Как складывались ваши личные отношения с Лэнгфордом? В жизни он обычный парень или такой же эгоистичный, каким кажется на паркете?
– В жизни про него можно сказать, что он одиночка. Но спокойный, на своей волне, общительный, никогда не смотрит на людей свысока. Можно сказать, что он сам по себе. Не готов говорить, плохо это или хорошо. Если мы куда-то собирались командой, он никогда не отделялся.
– Чем он вам запомнится?
– Это, наверное, один из самых сильных игроков один на один. Его удержать невозможно. Ты, естественно, можешь помешать, усложнить, но всё равно всё зависит только он него. Есть игроки, которым ты можешь закрыть какую-то сторону, пустить в проход, но один на один с Китом сделать это нереально. Если оставить его одного против защитника – это доказано, – он справится с любым. Особенно в начале прошлого сезона, когда ещё не скопилась усталость от перелётов и переездов.
Вот такими моментами он запомнился лично мне. Так что я даже обрадовался, что он уехал в Китай. В хорошем смысле слова обрадовался. Не придётся теперь его опекать и бегать за ним. Кит, наверное, самый сложный оппонент, против кого я защищался в своей карьере. Потому что он может всё: бросать, проходить, обыгрывать.
Кит, наверное, самый сложный оппонент, против кого я защищался в своей карьере. Потому что он может всё: бросать, проходить, обыгрывать.
– Следили за полуфиналом «Химок» и «Зенита»? За кого больше переживали? Согласны, что серия получилась одной из самых ярких за последние годы?
– Как раз вспомнили о серии, и я хотел бы вернуться к вопросу о Лэнгфорде. Вот все говорят, что зачастую Лёша Швед перебарщивает с атаками. И в некоторых моментах я тоже с этим согласен. Но «Химки» вышли в Евролигу, значит эта тактика сработала, правильно?
Если возвращаться к вопросу, то я думал, что «Зенит» зацепит один матч на выезде. Но когда счёт стал 2:2, то предсказать победителя было невозможно. На мой взгляд, у «Зенита» была не такая длинная «скамейка», и на дистанции этой пятиматчевой серии это сказалось.
Я согласен с тем, что эти матчи были невероятно зрелищными, их было интересно смотреть. Ну и в дальнейшем «Химкам» просто уже не хватило сил в серии против ЦСКА – это очевидно.
– За счёт чего Шведу удалось победить в дуэли Сергея Карасёва?
– Мне кажется, что у Лёхи больше опыта. Всё-таки он играл в ЦСКА на ведущих ролях и в НБА проводил много времени на площадке. Если брать результат, то Алексей выиграл эту дуэль. В баскетболе всё сводится к результату. Дай бог, чтобы Серёга был ещё злее, и совместными усилиями у нас бы получилось изменить прошлогодний результат.
– Скорее всего, в следующих противостояниях «Зенита» и «Химок» вас отрядят на защиту против Алексея Шведа. Как обороняться против него? Есть секретные ингредиенты?
– Так, может, Лёха тоже уедет? В НБА, например. Слухи такие есть, так что давайте дождёмся. Без всяких шуток, это будет очень здорово. Потому что он индивидуально самый сильный российский игрок – это 100 процентов. Он уже знает всю кухню и будет полностью готов.
Сдерживать Шведа очень сложно. Он всё равно наберёт свои очки. Вопрос только, с каким процентом он будет бросать. Самое главное – ухудшить ему этот процент. Закрыть такого игрока полностью невозможно. Также немаловажно знать, кто будет у него в партнёрах. И почему-то мне кажется, что с Барцокасом «Химки» будут играть в другой баскетбол, нежели с Ивановичем.
– Вы обговаривали с Василием Карасёвым свою роль в команде?
– Нет, пока не разговаривали. Хотя я примерно понимаю, на что иду и как меня будут использовать.
– На матч футбольного «Зенита» есть желание сходить?
– Очень люблю ходить на футбол. Тем более сейчас подрастёт сын, и, может, ему будет интереснее. Хочется попасть на один из самых больших и красивых стадионов в России и в Европе. Также хочется сходить на хоккейный СКА. Читал, что на матчах этой команды всегда шоу мирового уровня.
– Какие планы на лето?
– Сезон закончился достаточно рано. Удалось съездить на море и посетить Париж. А 15 июля начинаю индивидуальную подготовку к сезону.
– Вас нет в расширенном составе сборной России. Были удивлены этому, когда узнали?
– Всё было ожидаемо. Для меня это не стало новостью.
– Женская сборная провалилась на Евробаскете. У мужской сборной непростая группа. Как избежать той же участи?
– Знаете, мяч круглый. Всё возможно. Я надеюсь, что наша сборная покажет тот результат, на который рассчитывает. Желаю, чтобы все подошли к турниру без травм. По именам мы не хуже остальных сборных. У нас есть люди, которые будут таскать пианино, на котором будут играть лидеры. У нас есть тренер, у которого своё видение баскетбола и который может поставить игру. Прогнозы давать сложно, слишком много факторов. Желаю удачи ребятам!
Желаю, чтобы наша сборная подошла к турниру без травм. По именам мы не хуже остальных сборных.
– Многие называют вас скромным баскетболистом. Дайте совет, как, будучи известным и финансово успешным, оставаться скромным?
– Будь проще, и люди к тебе потянутся – отличный совет. Думаю, что это не только для баскетбола. Есть много ситуаций, когда люди необоснованно себя ведут: дерзко, невоспитанно. Неважно, какой у тебя достаток, всегда нужно вести себя как нормальный человек, относиться уважительно ко всем окружающим и никогда не ставить себя выше других.